* все цены указаны на апрель 2020 года
Двигатель 2GR–FE, используемый на мощных заднеприводных и полноприводных моделях Lexus GS, конструктивно близок модели 3GR-FSE, но более нагруженный. На двигателе 3GR используются две двухвальные ГБЦ DOHC с системой Dual-VVTi. На впуске установлен коллектор ACIS. Наряду с версией с распределенным впрыском (индекс FE), выпускался вариант непосредственным впрыском топлива D4 — 2GR-FSE. Степень сжатия здесь увеличена до 11.5, впускные каналы доработаны, используются поршни оптимизированной формы и иные свечи зажигания.
На 2GR-FSE используется принципиально иная система управления, форсунки непосредственного впрыска работают аналогично дизельным двигателям, топливо поступает в камеру сгорания более четко, а смесь обеднена. Двигатель получается более экономичным и экологичным. С него снята максимальная мощность и это одна из причин, по которой проблема 5-го цилиндра часто встречается на GS350 и меньше знакома владельцам автомобилей Lexus RX350 или 3,5-литровых Toyota Camry с моторами 2GR-FE/FSE.
Суть проблемы
Проблемы с пятым цилиндром выражаются в разрушении перегородок поршня. Из-за перегрева происходит залегание и поломка поршневого кольца. Вследствие перегрева двигателя, залегания поршневых колец, происходит износ поршня и цилиндра (зажатые кольца и перегретый поршень царапают стенки гильзы цилиндра). Даже если поршневое кольцо не успеет лопнуть, вероятнее всего поршень и стенки цилиндра будут сильно повреждены.
Гипотезы о причинах
- Конструктивная проблема в системе охлаждения.
Согласно этой теории, основная причина перегрева – малый конструктивный запас системы охлаждения, который начинает сказываться, когда загрязненный радиатор охлаждения ДВС, перестает справляться со своей задачей. Иногда происходит выход из строя крышки расширительного бачка – она перестает держать нужное давление, антифриз «выплевывает» и машина перегревается. Но, по мнению специалистов, это не причина, а следствие — происходит выход из строя пластиковых элементов в крышке (они лопаются) по причине долговременного воздействия избыточно высокой температуры. Lexus GS автомобиль с небольшим клиренсом и радиатор расположен очень низко, весной и в период цветения тополей нижние соты быстро – буквально за два-три месяца после мойки, забиваются грязью и пухом.
Владельцы автомобилей замечают перегрев очень поздно, чаще всего – летом, когда забитые радиаторы двигателя и кондиционера окончательно перестают справляться со своими функциями. Тогда происходит кратковременный локальный перегрев (вскипел радиатор, затем из-за повысившегося давления выключился кондиционер). Через некоторое время или после стоянки кондиционер снова начинает работать, но двигатель продолжает работать в нештатном температурном режиме и как правило, дело заканчивается падением компрессии и разрушением деталей ЦПГ в этом цилиндре.
После того как владелец GS с таким забитым радиатором «отожжёт» по трассе на 140-160км/ч, заставив кольца работать в критическом температурном режиме, маслосьемные кольца могут залечь от нагара. Автовладелец потом вполне может заехать в сервис, помыть радиатор и продолжать кататься, думая, что с мотором все в порядке – ведь он выполнил процедуру. Но структура металла колец нарушена, а маслосьемные кольца залегли.
Из-за особенности конструкции системы охлаждения пятый цилиндр находится в зоне максимальной температуры. Помпа забирает антифриз из радиатора и направляет его в блок двигателя. Геометрия блока определяет путь циркуляции жидкости и к пятому цилиндру она поступает уже с боле высокой температурой. В результате он страдает от перегрева сильнее. В пользу теории о влиянии геометрии и температуры говорит и статистика – двигатели 4GR, равно не страдают от этой проблемы, как не страдали ей автомобили с более высоким клиренсом и расположением радиатора, такие как кроссоверы Lexus RX.
2. Согласно другой теории, причиной повреждения пятого цилиндра становится мелкодисперсионные частицы, попадающие через корпус воздушного фильтра в дроссельную заслонку, находящуюся как раз над злосчастным пятым цилиндром.
Эта гипотеза находит своих сторонников, которые приводят в ее доказательство отпескоструенность впускных клапанов пятого цилиндра на вышедших из строя моторах.
аргумент противников этой гипотезы — это совсем не кратчайший путь и если согласиться с «песчанной теорией», то возможная траектория должна приводить к попаданию абразивных частиц под воздействием инерции по прямой — в первый, а не пятый цилиндр.Вне зависимости от причины, итог — ремонт повреждённого блока. Он возможен, но в запущенных случаях очень дорог. Альтернатива – замена двигателя на контрактный. Сейчас это распространённая практика и в ТОЛЕКС предлагается услуга по бесплатной диагностике контрактного ДВС с предоставлением двухлетней гарантии на двигатель при условии прохождения ТО.
В качестве резюме дискуссии о причинах проблемы 5-го цилиндра, скажем, что, по нашему мнению, проблема комплексная. Однозначно, одна из главных причин – перегрев теплонагруженного двигателя. Частицы пыли, попадающие в двигатель, скорее всего, тоже вносят свой вклад. Прежде всего, мы советовали бы в начале весеннего сезона и после окончания цветения тополя промывать радиатор. Раз в год обязательно менять охлаждающую жидкость – это тот случай, когда, к сожалению, рекомендованный производителем интервал замены антифриза, неактуален и процедуру необходимо делать чаще.
Очевидно, что и от герметизации корпуса воздушного фильтра мотору не станет хуже и мы в TOLEX Tuningпредлагаем cделать ее владельцам Lexus GS. Тем более, что не так давно TOYOTA выпустила технический бюллетень, в котором признала необходимость выполнения работы по уплотнению корпуса воздушного фильтра.
Если же мы стоим перед свершившимся фактом и нам предстоит ремонт, то сложность и дороговизна процедуры зависит от степени запущенности проблемы.
Варианты проблемы
Легкая стадия
При очередном ТО мастер отмечает, что одна из свечей «забросана» или же регулярно требовался долив масла, а владелец подтверждает, что его расход был выше обычного. При осмотре свечей на ТО 80 0000 или их замене на 100 000, свеча пятого цилиндра может оказаться «забросанной» и это тоже повод обратить внимание на состояние мотора. Наиболее очевидная процедура — раскоксовка.
Это самый дешевый вариант ремонта. На ранней стадии, когда нами фиксируется расход масла в пределах 0,5 литра на 10 000 км раскоксовка маслосьемных колец позволяет устранить попадание масла в цилиндр и его сверхнормативный расход.
Часто в некомпетентном сервисе предложат поменять «забросанную» свечу, сбросить ошибку и отправят владельца авто кататься дальше. Верный путь к последующим проблемам. В момент когда двигатель «затроил» и загорелся CHECK ремонт уже существенно дороже, а если «мастера» погасили сигнал и отправили авто кататься дальше, его цена будет только расти и после очередной потере мотором масла, приведёт к задиру вкладышей и замене ДВС на сумму около 200 000 рублей.
Тяжелая стадия
CHECK по разнице компрессии в истории с пятым цилиндром, как правило загорается на рубеже 150 000 км. Разумеется, загоревшийся CHECK никоем образом не говорит о проблеме пятого цилиндра в запущенной стадии. Уверенно утверждать о ее наличии можно только после замера компрессии. Если мы видим в одном цилиндре показатель в 10 кг, а в другом 8 кг. По заводским стандартам «просадка» компрессии допустима не более 1 кг/см.куб. Компрессия замеряется на холодную, причем, не только в пятом цилиндре, а на всем ряду, чтобы понять динамику. Проблему с кольцами можно опознать брызнув в цилиндр масло и зафиксировав кратковременное поднятие компрессии. В случае если мы имеем дело с прогоревшим клапаном, этого не произойдет. Если подозрения подтвердились и процесс запущен до стадии потери компрессии, то уже необходима гильзовка цилиндров. Стоит отметить, что эта процедура не предусмотрена технологиями TOYOTA и официалы в таких случаях предписывают замену блока. Одновременно выполняется замена поршня 5 цилиндра, вкладышей, поршневых колец и замена цепи. Последняя необязательна, но целесообразна — стоимость замены цепи (35 000 руб) отдельно сопоставима по трудозатратам с работами по переборке мотора (около 50 000 руб) и если мы итак осуществляем переборку, то сменить цепь будет нелишним. Стоимость ремонта удорожиться незначительно.
Совсем тяжелая стадия
Если владелец «лечил» проблему 5-го цилиндра сбросом CHECK и доливом масла, продолжая эксплуатировать авто, то к затратам добавятся расходы на замену масляного насоса ДВС, коленвала, вкладышей, всех поршней, головок блоков. Двигатель будет натуральным образом пожирать сам себя и пропорционально увеличению расхода масла будет расти стоимость ремонта. Дополнительно усложнит ситуацию ремонт мотора, выполненный в малоквалифицированном сервисе, специалистами не имеющими знаний по технологиям TOYOTA/LEXUS. Часто его последствиями будет необходимость приобретения контрактного двигателя.
Процедура ремонта
Процедура ремонта ДВС, с обнаружившейся запущенной проблемой 5-го цилиндра, такова:
- Двигатель снимается с автомобиля. Сама разборка ДВС начинается с полного демонтажа навесного оборудования – удаляются генератор, кондиционер, натяжитель ремня приводных механизмов. Снимаются все шкивы.
- Демонтируется водяной насос (помпа) и термостат. Двигатель, установленный на станке, переворачивается и с него снимаются поддон и маслозаборник.
- Затем он переворачивается в исходное положение и с него снимают клапанные крышки, переднюю крышку ДВС, закрывающую цепь. Выставляются метки и проверяется натяжение цепи. После этого демонтируется цепь, шестерни распредвалов.
- Затем с головок блока снимаются постели распредвалов. ГБЦ снимаются.
На поршни наносятся метки, посде чего двигатель снова переворачивается. Откручиваются шатуны, извлекаются поршни и коленчатый вал. - Разобранный двигатель проходит предварительную мойку. Она необходима для того, чтобы сделать предварительную оценку состояния деталей двигателя.
- Затем производятся замеры коленвала на прогиб, на диаметры шеек, на овальность, наличие выработок. Затем призводятся замеры поршней на диаметр, на выработку, на разбитие канавок колец. Замеряется люфт в пальцах поршней. Шатуны проверяются на диаметр, на овальность, на разбитие направляющих втулки.
- После всех этих замеров выполняется проверка блока двигателя на плоскости, выработку в цилиндрах.
Выполняется рассухаривание клапанов. Их извлекают и проверяют состояние направляющих втулок клапанов. С самих клапанов удаляется нагар, чтобы оценить их рабочая плоскость. На этой стадии могут потребоваться услуги токаря, который выполнит работу по исправлению седел клапанов и самих клапанов где это возможно. Иногда требуется заменить клапан. - Если автомобиль поступил именно с проблеммой 5-го цилиндра, то необходимости выполнять опрессовку блока, позволяющую выявить наличие трещин, нет. Эту процедуру чаще выполняют, когда автомобиль поступает с жалобами владельца на закипание.
- На этом этапе происходит согласование с клиентом дальнейшего плана работ и решения о выполнении ремонта или приобретении контрактного ДВС.
- Наш опыт говорит о том, что при капремонте двигателя наилучший результат дает использование оригинальных деталей и максимальное следование при ремонте технологии TOYOTA. При том, что гильзовка в нее входит, в остальном процедура ремонта должна максимально соответствовать стандартам производителя. Другое отступление – полировка коленвала, которая позволяет устранить мельчайшие неровности.
- Гильзовка двигателя выполняется в заводских условиях, причем гильзуется весь ряд, а в правильном варианте ремонта – оба ряда. Компьютер управления двигателем отслеживает работу ДВС на разницу в компрессии, получая информацию с двух датчиков детонации – по одному на ряд, и регулируя работу системы зажигания.
Если гильзовать один ряд, то второй будет работать с меньшей компрессией и, учитывая, что двигатель работает с определенным тактом, мы получим «троящий» мотор. Отступление от технологий TOYOTA допустимо только там, где это не нарушит работы двигателя. Экономия в 20 000 руб на гильзовке одного ряда в последствии обернется повторением ремонта с вдвое большими затратами.
После выполнения ремонтных операций следует тщательная мойка двигателя – он промывается и продувается несколько раз, чтобы избежать попадания посторонних частиц внутрь. Современные двигатели производятся с очень малыми допусками в тысячные доли мм. Попадание грязи в такой мотор по своим последствиям катастрофично – для снижения потерь на трение и повышение эффективности, вкладыши и цилиндры современных двигателей изготовлены с использованием различных напылений, повреждение которых влияет на работоспособность мотора.
Устанавливаются новые вкладыши, монтируются новые поршневые кольца. Выполняется сборка и протяжка с предписанным для данного мотора заводом производителем моментом затяжки. Устанавливаются поршни, на новые вкладыши устанавливается коленвал. Устанавливаются головки блоков с использованием герметика в определенных производителем местах и количестве – в противном случае можно получить характерную для некачественно отремонтированных моторов Lexus GS, течь масла по стыку ГБЦ и передней крышки. Затем следует сборка головок блока, установка распредвалов и цепи. Двигатель проворачивают, проверяя совпадение меток. После выполняют установку форсунок, свечей и производят установку навесного оборудования.
Примерная стоимость такого ремонта составляет 145 000 руб.
Его средний ресурс из. нашего опыта можно определить как 180-200 тысяч км.км
Насколько целесообразна процедура – решать владельцу. Выбор контрактного ДВС был более выгодным решением в течении первых лет выпуска модели. В наши дни число предложений контрактных моторов в идеальном состоянии сильно меньше. И все чаще при выборе контрактного мотора необходима его дефектовка. Если же вы намерены продолжать использование автомобиля еще несколько лет, то капитальный ремонт позволит забыть о проблеме 5-го цилиндра и получить аналог нового двигателя с большим ресурсом.